В 2023 году изменили КИМ ЕГЭ по всем предметам, кроме географии. Изменения усиливают деятельностную составляющую экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и т. П.
Русский язык
В КИМ по русскому языку внесли больше всего изменений. Они касаются заданий обеих частей экзаменационной работы.
Изменения в первой части КИМ. Изменили порядок следования заданий 1–3 на основе микротекста. В задании 2, которое было третьим заданием в КИМ 2022 года, изменили формулировку, систему ответов и спектр предъявляемого языкового материала. Повысили уровень задания 3, которое в КИМ 2022 года было первым, заданий 21 и 26 до повышенного. Задание 3 стало заданием сугубо стилистического анализа текста. За задание 26 уменьшили максимальное количество баллов до трех. В задании 4 изменили формулировку и систему ответов, обновили орфоэпический словник. В задании 5 расширили и обновили словарик паронимов. В задании 8 уменьшили максимальное количество баллов с пяти до трех. В задании 9 изменили формулировку и спектр предъявляемого языкового материала. Теперь девятое задание по формату аналогично орфографическим заданиям 10–12.
Изменения во второй части КИМ. Изменили формулировку задания 27 и уменьшили максимальный балл до пяти по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста». В критериях К7 и К8 исключили понятие «негрубая ошибка». Уточнили нормы оценивания сочинения при наличии фактических ошибок: скорректировали критерии К1, К2, К3, К12. В критериях оценивания сняли ограничения на максимальный объем сочинения и понизили первичный балл за выполнение работы с 58 до 54.
Математика
Базовый уровень. Изменения внесли только в структуру КИМ – перегруппировали задания по тематическим блокам. В начале работы собраны практико-ориентированные задания, затем следуют блоки заданий по геометрии и алгебре. Содержание КИМ осталось прежним.
Профильный уровень. Изменения внесли только в структуру первой части КИМ по профильной математике – перегруппировали задания по тематическим блокам. Работа начинается с заданий по геометрии, затем следует блок заданий по элементам комбинаторики, статистике и теории вероятностей. Последний блок заданий первой части – задания по алгебре, которые включают уравнения и неравенства, функции и начала анализа.
Физика
Изменили расположение заданий в первой части КИМ по физике. Интегрированные задания, которые включают элементы содержания не менее чем из трех разделов курса физики, стали заданиями линий 20 и 21. В КИМ-2022 они располагались на линиях 1 и 2 соответственно. Во второй части расширили тематику расчетных задач высокого уровня по механике в задании 30. Кроме задач на применение законов Ньютона и задач на применение законов сохранения, добавили задачи по статике.
Химия
В КИМ по химии изменили формат предъявления условия задания 23. Вместо таблицы с количественными данными для расчета концентрации веществ все элементы представляются в тексте. Поменяли порядок следования заданий 33 и 34. Задания 9, 12 и 16 стали заданиями повышенного уровня сложности.
Биология
В КИМ по биологии изменения внесли в обе части экзаменационной работы.
Изменения первой части. В первую часть КИМ добавили одно задание, поэтому общее количество заданий увеличилось с 28 до 29. Задания 9–12 теперь составляют единый содержательный блок-модуль «Система и многообразие органического мира». В него входят по два задания из тематических разделов «Многообразие растений и грибов» и «Многообразие животных». Задания 13–16 содержательного блока «Организм человека и его здоровье» также собраны в единый модуль. Задания с кратким ответом на знание бактерий и вирусов будут представлены в заданиях 5–8 блока «Клетка и организм – биологические системы».
Изменения второй части. Из второй части работы исключена линия 24. Из линий заданий 23 и 24 собрали мини-модуль, который направлен на проверку сформированности методологических умений и навыков.
История
В КИМ по истории увеличили количество заданий с 19 до 21 из-за включения двух новых заданий. Это задание 8 на проверку знаний фактов истории Великой Отечественной войны. И задание 20 на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления.
История Великой Отечественной войны будет проверяться не только заданиями 8 и 17 по нумерации 2023 года, но и другими. Не менее 20 процентов заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны.
Уточнили критерии оценивания ответов на задания 18 и 19 по нумерации 2023 года. Увеличили максимальный первичный балл с 38 до 42 и время на выполнение экзаменационной работы со 180 до 210 минут.
Обществознание
В КИМ по обществознанию изменили формулировку задания 18. Детализировали формулировку задания 25, поменяли систему его оценивания и увеличили максимальный балл за его выполнение до 6 баллов. Еще уменьшили максимальный балл за выполнение задания 3 до 1 балла. Поэтому изменился и максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы с 57 до 58 баллов.
Литература
В КИМ по литературе изменилась формулировка задания 9: сняли указание точного количества правильных ответов. Теперь количество правильных ответов варьируется от двух до четырех и зависит от анализируемого произведения или его фрагмента.
Еще уточнили критерий 1 «Соответствие теме сочинения и ее раскрытие» для задания 12.
Иностранные языки
Английский, немецкий, французский, испанский. В экзаменационной работе 2023 года сократили количество заданий в разделе 3 «Грамматика и лексика» до 18. Уменьшили максимальное количество баллов за выполнение заданий 1, 2, 10 и 11. Максимальный балл за верное выполнение заданий 1 и 11 – 3 балла, заданий 2 и 10 – 4 балла. Поэтому уменьшился и максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы со 100 до 86 баллов.
Еще уточнили формулировки задания 38 письменной части и задания 4 устной части, а также критерии оценивания задания 37 письменной части и задания 3 устной части.
Китайский язык. В экзаменационную работу внесли изменения в раздел 3 «Грамматика, лексика и иероглифика» и раздел 5 «Говорение».
В разделе «Грамматика, лексика и иероглифика» выпускникам предлагается:
- в задании 17 заполнить пропуск в предложении подходящей лексической единицей;
- в задании 23 заполнить пропуск в предложении подходящей результативной морфемой;
- в задании 26 установить, какая последовательность расположения фрагментов предложения является верной с точки зрения грамматики;
- в заданиях 15, 16, 17, 18, 22, 23 выбрать правильный ответ из четырех предложенных.
В разделе 5 «Говорение» повысили требования к объему ответа во втором задании с 8–9 до 10–12 фраз. Также уточнили формулировку третьего задания раздела.
Информатика
В задании 6 КИМ по информатике выпускникам нужно будет проанализировать алгоритм для конкретного исполнителя, определить возможные результаты работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Задание 22 – задание по параллельному программированию, технологиям организации многопроцессорных/многопоточных вычислений. Оно выполняется с использованием файла с необходимой для решения информацией.
По каждому предмету для общественно-профессионального обсуждения на сайте ФИПИ доступен проект одного варианта КИМ. К нему прилагаются кодификатор и спецификация.
Раздайте проекты КИМ педагогам-предметникам, чтобы они ознакомили с ними одиннадцатиклассников. По ним ученики могут тренироваться выполнять экзаменационные работы уже с начала учебного года.